Несколько слов о подвесных лодочных моторах
Для перемещения по рекам и озерам используются не только парусные и весельные средства передвижения. С тех пор как изобрели двигатели внутреннего сгорания, бензиновые лодочные моторы прочно заняли свое место в ряду водяных движителей. Точно так же, как и автомобили, катера оснащались все более совершенными их моделями, прогрессировали в части мощности и экономичности. И сейчас многие фирмы (Yamaha, Honda, Tohatsu и другие) предлагают покупателям качественное, удобное и надежное оборудование.
Разновидности
Прежде всего, двигатели разделяются на стационарные и подвесные, закрепляемые на кранце (причем установочных узлов может быть более одного). Преимуществом последних является возможность хранения дорогостоящего агрегата после съема в надежном месте. Да и пространства лишнего он не занимает. Это обуславливает популярность именно такой конфигурации моторных лодок.
Поворотно-откидной механизм подвески очень практичен. Он содержит антивибрационные элементы, снижающие дрожь корпуса, позволяет управлять движением катера за счёт поворота мотора по вертикали. Кроме того, при ударе о дно или подводное препятствие двигатель просто откидывается без серьезных повреждений. Это же качество используется для преодоления мелководных участков при перемещении на веслах.
По конструкции моторы бывают двух- и четырехтактные. Первые отличаются тем, что в них весь рабочий цикл укладывается в один оборот коленвала, то есть процессы выброса отработанного топлива и наполнения цилиндра свежей смесью совмещены. За счет этого они имеют сниженный вес и достаточно солидную удельную мощность. Из-за меньшего количества движений поршня снижаются потери на трение. Но, по сравнению с четырехтактными, они подвержены большему температурному износу, так как нагреваются значительно интенсивнее. Кроме того, в них нужно выбирать компромисс между качеством продувки камеры сгорания и затратами топлива. Поэтому двухтактные движки используют все реже, хотя они несколько менее дороги.
Другие типы
Некоторые производители выпускают подвесные моторы с водомётным движителем. Замена гребного винта такой установкой может быть предусмотрена конструкционно. Такие насадки применяют на участках с экстремально малой глубиной.
Все более ужесточающиеся в последнее время требования к экологичности привели к появлению и развитию практически бесшумных и не загрязняющих среду навесных электромоторов. Они питаются от аккумуляторов и применяются там, где введен запрет на пользование двигателями внутреннего сгорания – например, в заповедниках и местах нерестилищ.
Мощные (до нескольких сотен лошадиных сил) лодочные моторы незаменимы для буксировки воднолыжников и парашютистов в индустрии развлечений. Рыбацкие артели также не представляют своей работы без надежного оборудования. Наконец, при морских и речных прогулках высокие эксплуатационные характеристики современных образцов дают максимум удовольствия от их использования. Они способны удовлетворить запросы как любителей водного спорта, так и профессионалов.